Главная Руководство Новости Пресса о нас События Открытые данные Публичные обсуждения Видео Фотогалерея
Об управлении Структура Положение об управлении Контакты Телефоны горячей линии Управления График приема граждан График дежурств специалистов по выдаче фитосанитарной документации в выходные дни Режим работы на ФКП и СВХ Госземнадзор Результаты административных обследований Госветнадзор Ветеринарный надзор в пунктах пропуска и на СВХ Лицензирование фармацевтической деятельности Фармаконадзор Информация о фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средствах Информация о проверках деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также направленных им предписаниях Полезная информация Часто задаваемые вопросы (в том числе и в ходе Публичных обсуждений ) Перечень сортов и гибридов сельскохозяйственных культур Видеопедия КВО Нормативные документы Требования стран-импортеров к качеству и безопасности зерна Противодействие коррупции Таможенный союз План проверок Судебная практика Сведения о доходах, расходах Отчеты и доклады Вакансии Госзакупки Государственные услуги ФГБУ «Саратовская МВЛ» Поиск


Подписка на рассылку
Ок





Полезная информация

Методические рекомендации по проведению муниципального земельного контроля и взаимодействию органов, осуществляющих государственный земельный надзор (Управление Россельхознадзора по Саратовской области) и муниципальный земельный контроль

12.12.2013

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Федеральным законом от 26.12.2008 г.  № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон о защите), Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 г. № 689, Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 327, Постановлением Правительства  Российской Федерации от 23.04.2012 г. № 369.

 

Используемые понятия

Государственный земельный надзор – деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок.

Муниципальный земельный контроль – осуществляемый органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами муниципальный контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор  – Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области (далее – Управление Россельхознадзора по  Саратовской области),

Орган местного самоуправления или специально уполномоченный им орган, осуществляющий муниципальный земельный контроль (далее – орган муниципального земельного контроля) – орган, наделенный полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящий в систему органов государственной власти.

Государственный инспектор отдела земельного надзора (далее – государственный инспектор) – должностное лицо, специалист Управления Россельхознадзора по Саратовской области, осуществляющее государственный земельный надзор.

Уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля лицо (далее – муниципальный инспектор) – должностное лицо, специалист органа муниципального земельного контроля, осуществляющий муниципальный земельный контроль.

Проверка соблюдения земельного законодательства (в рамках осуществления муниципального земельного контроля) – совокупность действий должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению земельного контроля, связанных с проведением проверки соблюдения юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований земельного законодательства, закреплением результатов проверки в форме акта проверки соблюдения земельного законодательства и приложений к нему.

 

Общие положения

 В соответствии со статьей 71 ЗК РФ, Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 г. № 689, , Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации    от 30.06.2004 г. № 327,  государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населенного пункта на территории субъекта Российской Федерации (Саратовской области), осуществляет  Управление Россельхознадзора по Саратовской области.

В соответствии со статьей 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования осуществляется органом муниципального земельного контроля.

В своей деятельности муниципальные инспекторы должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, законами Российской Федерации, законами субъекта Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами органа местного самоуправления, в том числе определяющими порядок проведения муниципального земельного контроля.

Муниципальные инспекторы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с Управлением Россельхознадзора по Саратовской области, органами исполнительной власти, организациями и общественными объединениями, а также гражданами.

Муниципальные инспекторы на территории муниципального образования осуществляют контроль за:

а)  предоставлением достоверных сведений о состоянии земель;

б) своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, ведущихся с нарушением почвенного слоя, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных и собственных надобностей;

в) своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от водной эрозии, заболачивания, подтопления, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;

г) выполнением требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и употребления;

д) использованием земельных участков по целевому назначению;

е) выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.

Муниципальные инспекторы имеют право:

а) осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном законами субъекта РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

б) составлять по результатам проверок акты проверок соблюдения земельного законодательства с обязательным ознакомлением с ними собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков.

  

Порядок проведения проверок и оформления документов

 Муниципальные инспекторы осуществляют муниципальный земельный контроль в форме проверок, проводимых в соответствии с планами проверок, за исключением случаев непосредственного обнаружения муниципальным инспектором достаточных данных, указывающих на наличие нарушения земельного законодательства,  в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации  от 26  декабря 2008г. №294-ФЗ «О защите  прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок, органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения проверок в органы прокуратуры.

Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проводятся не чаще чем один раз в три года.

Внеплановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, могут быть проведены после их согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании поступления в органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 Проверка осуществляется на основании распоряжения или приказа (типовая форма утверждена приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009г.№141) руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля (далее – распоряжение). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении.

Заверенные печатью копии распоряжений вручаются под роспись должностными лицами органа муниципального земельного контроля, проводящими проверку, физическому лицу, либо руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

 Проверка проводится в сроки, указанные в распоряжении.

Срок проведения каждой из проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз на основании мотивированных предложений должностных лиц органа муниципального земельного контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения таковой проверки может быть продлен руководителем данного органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, срок проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц.

 По результатам проверки должностными лицами органа муниципального земельного контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме (утверждена приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009г.№141) в двух экземплярах.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается физическому лицу, либо руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия физического лица, либо руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа муниципального земельного контроля.

В случае если для проведения внеплановой проверки (в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

В целях укрепления доказательной базы и подтверждения достоверности, полученных в ходе проверки сведений, в случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события нарушения земельного законодательства, к акту проверки прилагаются: фототаблица с нумерацией каждого фотоснимка, обмер площади земельного участка и иная информация, подтверждающая или опровергающая наличие нарушения земельного законодательства (например: вид сельскохозяйственных угодий, наименование сорных растений, породы деревьев, высота деревьев, процентное соотношение сорного травостоя, заселенность,  закустаренность, закочкаренность в процентах от общей площади земельного участка).

 

 Порядок передачи материалов проверок в органы государственного земельного надзора и муниципальные органы

  В случае выявления нарушения земельного законодательства орган муниципального земельного контроля (уполномоченное должностное лицо) в 3-дневный срок направляет в орган  государственного земельного надзора все полученные в ходе проверки материалы, иные документы, подтверждающие наличие нарушения земельного законодательства, а также информацию о надлежащем уведомлении нарушителя земельного законодательства о явке к должностному лицу органа  государственного земельного надзора для дальнейшего оформления материала по выявленному нарушению.

Орган муниципального земельного контроля (уполномоченное должностное лицо) направляет материалы проверки в Управление Россельхознадзора по Саратовской области в случае выявления признаков, указывающих на наличие следующих административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена:

1) ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ - Порча земель: самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы;

2) ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ - Порча земель: уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

 3) ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ - Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв;

4) ч. 2 ст. 10.10 КоАП РФ -  Повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения.

 

Порядок рассмотрения материалов проверки соблюдения земельного законодательства

 При поступлении материалов проверки из органа муниципального земельного контроля, государственный инспектор в присутствии лица, в отношении которого была проведена проверка соблюдения  земельного законодательства, рассматривает материалы проверки и в случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляет протокол об административном правонарушении. В случае наличия достаточных данных о надлежащем уведомлении лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения поступивших материалов, протокол может быть составлен и в его отсутствии.

Протокол об административном правонарушении составляется государственным инспектором в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

В случае отсутствия необходимых данных для рассмотрения материалов проверки государственным инспектором выносится определение о возвращении материалов проверки соблюдения земельного законодательства при осуществлении муниципального земельного контроля на доработку.

В случае отсутствия состава административного правонарушения в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ государственным инспектором выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении административного дела.

По результатам рассмотрения направленных материалов определение о возвращении материалов проверки соблюдения земельного законодательства при осуществлении муниципального земельного контроля, определение об отказе в возбуждении административного дела, копии постановления о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу, копии этих документов направляются в орган, проводивший муниципальный земельный контроль.


Проведение проверок устранения нарушения
земельного законодательства

           Орган муниципального земельного контроля осуществляет проверки исполнения Предписаний, вынесенных на основании материалов проверок, проведенных муниципальными инспекторами.

В течение 15 дней с момента истечения срока устранения нарушения земельного законодательства, установленного Предписанием, органом муниципального земельного контроля проводится повторная (внеплановая) проверка устранения нарушения земельного законодательства.

По результатам проведенной проверки муниципальным инспектором составляется Акт проверки.

В случае неустранения нарушения земельного законодательства вместе с Актом составляется Уведомление о необходимости прибыть в Управление для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.      

Уведомление вручается под роспись землепользователю или его законному представителю, либо направляется по средствам почтовой связи (заказным письмом с уведомлением).

В случае устранения нарушения земельного законодательства в целях подтверждения устранения нарушения земельного законодательства к Акту прилагаются: фототаблица, обмер площади земельного участка и иная информация, подтверждающая устранение нарушения земельного законодательства (оформленные правоустанавливающие документы и т.д.).

При поступлении материалов проверки из органа муниципального земельного контроля государственный инспектор в присутствии лица, в отношении которого была проведена проверка исполнения Предписания, рассматривает материалы проверки и в случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении в составе административного дела направляется на рассмотрение в суд (мировой суд).

По результатам рассмотрения административного дела судебный акт направляется в орган муниципального земельного контроля.

 

Ведение учета проверок соблюдения земельного законодательства

 Органы муниципального земельного контроля ведут учет проверок соблюдения земельного законодательства. Все составляемые в ходе проведения проверки документы и иная необходимая информация записываются в типовую Книгу проверок соблюдения земельного законодательства.

Книга проверок соблюдения земельного законодательства включает в себя следующие позиции:

В колонке 1 указывается порядковый номер проводимой проверки. Нумерация сквозная и начинается с начала года.

В колонке 2 указывается наименование юридического лица, фамилия и инициалы должностного лица, индивидуального предпринимателя или гражданина, в отношении которого проводится проверка.

В  колонку 3 вписывается адрес проверяемого земельного участка.

В колонке 4 записывается общая площадь проверенного земельного участка в квадратных метрах. Через дробь площадь земельного участка, на котором выявлено нарушение в квадратных метрах.

В колонке 5 указывается номер и дата вынесения Распоряжения о проведении проверки соблюдения земельного законодательства.

Колонка 6 - ставится дата и номер Акта (число, месяц). При отсутствии нарушений       указанная колонка является заключительной и далее строка не заполняется.

В колонке 7 записывается статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за выявленное нарушение земельного законодательства.

В колонке 8 указывается дата передачи Акта и приложенных к нему документов в Управление для рассмотрения.

В колонке 9 записывается дата и номер Определения о возврате материалов проверки на доработку.

В колонке 10 записывается дата и номер Постановления о наложении административного наказания.

В колонке 11 указывается дата и номер Предписания.

Колонка 12 - дата составления Акта проверки исполнения Предписания.

В колонке 13 указывается дата передачи Акта проверки исполнения Предписания и приложенных к нему документов в Управление для рассмотрения.

В колонке 14 записывается дата и номер решения суда (мирового судьи), если нарушение земельного законодательства не было устранено, материалы по которому были переданы Управлением в суд (мировому судье).

Колонка 15 - архивный номер и дата передачи акта и материалов в архив.

к списку